Стивен Сардарян: "Шахматы развивают игровое мышление, это может пригодиться в хоккее"
Нападающий "Красной Армии" Стивен Сардарян рассказал о своих талантах за пределами хоккея, о смене игрового номера, а также назвал трёх любимых игроков.
— Первый вопрос достаточно стандартный - почему хоккей?
Меня привели родители. Они выбрали этот вид спорта. На тот момент мы жили в Санкт-Петербурге, и выбор был между футболом и хоккеем. В итоге пошли в хоккей.
— В семье кто-то занимался спортом?
Нет, никто не занимался. Папа – бизнесмен, мама – домохозяйка. Они захотели, чтобы я стал спортсменом.
— Переезд из Санкт-Петербурга в Москву был связан с хоккеем?
Да, именно так. Я играл в команде «Бульдоги». Потом мой первый тренер Максим Максимов, у которого я и начинал заниматься, перешел в «Серебряные Львы» - на тот момент одну из сильнейших команд в городе. Я последовал за ним. Отыграл там несколько сезонов. А потом состоялся переезд в Москву. Действительно, он был связан с моими занятиями хоккеем. Я перешел в команду «Русь», а для этого семья приняла решение перебраться в Москву. Получается, что я практически стал инициатором этого переезда (смеется).
— В 2018 году ты получил предложение перейти в ЦСКА. Как ты отнесся к этому варианту, как отреагировали родители?
Мне было приятно. С детства знал, что хоккейная школа ЦСКА - одна из самых сильных в стране. Что это клуб, ставящий перед собой всегда самые высокие цели. Не стану скрывать, что всегда мечтал попасть в ЦСКА. Поэтому, когда пригласили, долго не думали.
— В этом сезоне ты дебютировал в «Красной Армии». Тяжело ли было переходить из школы в МХЛ?
Нельзя сказать, что тяжело. Но, тем не менее, разница есть. Все команды хорошего и приблизительно равного уровня, нет откровенно слабых соперников. Еще одно важное отличие - в МХЛ игроки габаритнее, есть команды постарше. Скорости хорошие, нужно достаточно быстро принимать решения на площадке.
— Ты начинал играть под седьмым номером, а в «Красной Армии» у тебя шестой. Почему такой выбор?
Я всю жизнь выступал под седьмым номером. Как начал в Санкт-Петербурге, так и играл всегда. А когда перешел в ЦСКА, то этот номер был у Василия Дроныка. Папа любил это число, мне нравилась семерка. Тогда мы с Васей заключили договор: кто больше наберет очков за сезон, тот и забирает номер себе. В итоге я победил, набрал больше. Но у Василия была травма, он пропустил полсезона. Поэтому я решил оставить семерку ему. А сам остался под шестым номером. Мне он тоже понравился, очков много набрал, сезон хороший получился. Покатило, что называется.
— Благородно.
Надо с уважением относиться друг к другу.
— Есть ли у тебя игрок, стиль которого тебе нравится, на кого бы хотел быть похожим?
Всегда надо быть самим собой. Чтобы в будущем на тебя все равнялись. Но есть тройка любимых игроков. Это Стивен Стэмкос, Илья Ковальчук, Никита Кучеров. Хотел бы равняться на Кучерова. Его стиль мне нравится, он очень техничный, со светлой головой.
— В 2017 году ты был в составе сборной Москвы на Спартакиаде в Сочи. Чем запомнился тебе этот турнир?
Мы заняли там первое место. Всегда приятно побеждать и играть за сборную Москвы. Задачу на турнир выполнили. Организация была на высшем уровне.
— В 2018 году ты ездил в Северную Америку на турнир U15 World Selects Invitational в Филадельфию. Интересно было принимать в нем участие?
Это был новый вызов и новый этап в моей карьере. Очень понравилось, тем более за океаном. Новые партнеры, новый язык, атмосфера. Интересно было попробовать что-то новое.
— Что-то отметил для себя? Каков он, североамериканский хоккей по сравнению с российским?
Он более быстрый, там играют в стиле бей-беги. Ребята габаритные. Мне кажется, что наш хоккей сильнее, умнее, тактически мы более грамотны.
— Уйдем от хоккея. Увлечение шахматами - откуда это? Почему такой выбор?
Это все папа. Он у меня очень интересный, разносторонний человек. Он и отвел меня в шахматную школу. Шахматы - это что? Это тонкая, стратегическая игра, там надо продумывать на несколько ходов вперед свои действия. А это уже может пригодиться и в хоккее. Я занимался в школе, ко мне приходили репетиторы, три – четыре раза в неделю. Шахматы развивают игровое мышление.
— Если бы не хоккей, какой вид спорта ты бы выбрал?
100% выбрал бы футбол. Я очень люблю этот вид спорта. Смотреть, играть, комментировать. Всегда играл в футбол, пока было время. А еще у нас есть дом в Испании, а там футбол – это жизнь.
— Есть ли еще у тебя какое-то хобби?
Если не связанное со спортом, то люблю рисование. В детстве ходил в художественную школу, не знаю почему, но мне это очень нравилось. Сейчас, конечно, навык уже ушел. Раньше лучше получалось, я занимался три-четыре года рисованием. Три раза в неделю ходил в художественную школу в Санкт-Петербурге. Я писал картины разных жанров: портреты, натюрморты, морская живопись. Иногда они даже попадали на выставки.
— Такое насыщенное детство - шахматы, рисование, хоккей.
Нужно всегда развиваться. Спасибо моим родителям.
— В период самоизоляции чем занимался? Не нашел для себя новое увлечение?
Все это случилось неожиданно и не вовремя. Должны были ехать на чемпионат России по своему году. Первые три недели я провел в Москве, занимался ОФП. Но потом, когда нельзя было выйти уже на улицу, стал дома заниматься. Но основная подготовка была к экзаменам к ЕГЭ. Биология, русский язык и математика. Потом уехали в Санкт-Петербург, там продолжил готовиться к экзаменам.
— В какое учебное заведение поступил?
Как и многие наши ребята, выбрал РГУФК.
— Твои цели и задачи на сезон?
Всегда перед собой надо ставить высокие и серьезные цели. Первая и главная задача - помогать команде набирать очки. Выйти в плей-офф с более высокого места по итогам регулярного чемпионата. А уже в Кубке Харламова только одна задача - побеждать в каждом матче. Хочется самому принять участие в матчах на вылет. Старшие ребята говорят, что регулярка и плей-офф - разные вещи, надо самому все проверить. Цель – всегда побеждать!